Иванова Валентина Петровна

Контакт

Изображение контакта

Профессор, доктор психологических наук

Форма обратной связи

Отправить сообщение. Все поля, отмеченные звездочкой, являются обязательными.

Дополнительная информация

Дополнительная информация:
 
Иванова Валентина Петровна

Биография
  • Образование: высшее, Киргизский женский педагогический институт им. В.В.Маяковского по специальности "Педагогика и Психология" (1969 г.).
  •  Специальность: преподаватель педагогики и психологии.
  •  Учёная степень: доктор психологических наук (2013), тема диссертации "Развитие интеллекта как основание личностно-профессионального становления студентов" (19.00.07.).
  • Учёное звание: доцент (2013).
  • Место работы, должность: КРСУ им. Б.Н. Ельцина, кафедра психологии, профессор.
  •  Учителя: Брудный А.А., Н.Н. Палагина, В.М. Соковнин.
  • Ученики:  О.В. Ануфриева, Н.А. Гулакова, Н.В. Золотоверхова, Д. Корзинкова, Ф. Раимкулова, И. Русанова, И. Сорока, А. Сулайманова, Э.Р. Хабиева,  Н.А. Шумская, А. Юсупова.
Опыт работы

1994 г. – по настоящее время. Кыргызско-Российский Славянский университет.
1994– 1995 г.г. - Международный университет Кыргызстана. Кафедра гуманитарных дисциплин. Старший преподаватель.
1981 – 1993 г.г. - Кыргызский женский педагогический институт, Научно-исследовательская лаборатория проблем интеллекта, Научный сотрудник: Разработка проблем понимания текста в студенческой аудитории.
1974 – 1981 г.г. - Кыргызский женский педагогический институт. Научно-исследовательская лаборатория оптимизации общения в коллективе. Научный сотрудник и координатор программ научных исследований ВУЗов по проблемам общения. Разработка стратегий повышения эффективности межличностного взаимодействия в школьном и вузовском коллективах.
1971 – 1974 г.г. - Киргизский женский педагогический институт им. В.В.Маяковского. Учебный отдел. Начальник отдела. Координация учебной деятельности ВУЗа.
 
Общий стаж работы - с 1971 года, педагогический стаж - с 1976 года.
 
Научные интересы
Сфера научных и педагогических интересов: общая и педагогическая психология, психология развития и акмеология, психология понимания и методология, гендерная психология и психическое здоровье человека.
 
Читаемые курсы
«Методологические основы психологии»;
«Педагогическая психология»;
«Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях»;
«Общая психология».
 
Членство в научных обществах
Не состою.
 
Публикации
Опубликовано около 170 научных и научно-методических работ, из них 3 монографии, 28 учебных и учебно-методических пособий, 19 из которых вышли с грифом МОиН КР; 140 статей, более 40 из которых вышли в журналах, рекомендованных ВАК.
 
Монографии и учебные пособия
  1. Интеллектуальная технология научно-исследовательской работы. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2010. – 331с.
  2. Социальная психология гендера: Хрестоматия. Б: КРСУ, 2010.- 400с.
  3. Социальная психология гендера: опыт регионального анализа. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. – 306с.
  4. Базовые интеллектуальные качества студентов-будущих профессионалов: опыт теоретико-экспериментального исследования. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011.-250 с.
  5. Введение в психологию понимания. – Бишкек, 2011 (в соавторстве с С.В. Дорохова, В.В. Еременко).
  6. Методика преподавания психологии : Учебное пособие. Б.: Изд-во КРСУ, 2012.- 148с.
  7. Эффективная команда: социально-психологические механизмы формирования. Учебное пособие. – Бишкек: Изд-во: БФЭА, 2013 (в соавторстве с С.В. Дорохова, В.В. Еременко).
  8. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. –  Бишкек, 2014. – 289с.  (в соавторстве с В.В. Еременко). 
  9. Методика преподавания в высшей школе в таблицах, схемах и комментариях. Б.: КРСУ,2016 .-336. (в составе Ерменко В.В).
  10. Методологические основы психологии. Б.: КРСУ,2016.-295с.
  11. Стресс и психическое здоровье преподавателя, Б. : Изд-во Международная высшая школа медицины , 2017 .- 228с (соавтор. Ерменко В.В, Ерменко А.А).
  12.  Методологические основы подготовки
  13. Магистерской диссертации. : Изд-во КГУ им. Арабаева, 2017.-179с. (соавтор. Конурбаев Т.А).
  14. Экономическая психология . Б: КРСУ , 2017,-193с. (соавтор. Дорохова С.В. Кудайкулов М).
  15. Методологические основы психологии : Хрестоматия. Б.: КРСУ, 2018.-365с.
  16. Иванова, В.П. Человек как субъект жизнедеятельности [Текст]: сборник научных статей международной научно-практической конференции, посвященной 25-летнему юбилею Кыргызско-Российскому Славянскому университету им. Б.Н. Ельцина / В.П. Иванова, Ю.А. Давыдова. –  КРСУ, 2018. – 275 с.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:
  1. Научный дискурс в содержании высшего образования. - Вестник КРСУ. – 2009. Т. 9. № 3
  2. Проблема формирования интеллектуальной культуры молодежи. - Вестник КРСУ. – 2009. Т. 9. № 12
  3. Интеллектуальная культура профессионала – вызовы XXI века. - Человек и Вселенная. – СПб. – 2009. № 3 (71).
  4. Саморегуляция и интеллектуальная деятельность студентов. - Педагогика и психология. – 2009. № 1. (в соавторстве с Н.Н. Палагиной).
  5. Развитие методологической культуры студентов при инновационном обучении. - Вестник интегративной психологии. – Ярославль-Москва, 2010. № 8.
  6. Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики. – Вестник Томского  гос. Ун-та.- 2010. №334. Чтение и понимания текста в интеллектуальном развитии студентов// Известия Самарского научного центра РАН, 2012. Т14 № 2.
  7. Чтение и понимание текста в интеллектуальном развитии студентов// Известия Самарского научного центра РАН, 2012.-2012. Т. 14. №2. 
  8. Уровневый характер понимания текста Психологическая наука и образование.2012.№3
  9. Интеллект и личность. - Мир психологии. – 2012. – № 3.
  10. Личностная и интеллектуальная готовность студентов вуза к профессиональной деятельности. - Вестник КРСУ. – 2010. Т. 10. № 11.
  11. Система мотивационно-ценностных ориентаций в структуре личности студентов в процессе их профессионального становления. - Вестник КРСУ. – 2010.  Т. 10. № 11.
  12. Соотношение образования и культуры в развитии интеллектуальной культуры. - Вестник КРСУ. – 2011. Т. 11. № 1.
  13. Экспериментально-психологическое исследование особенностей понимания научного текста. - Психология обучения. – 2011. № 6.
  14. Соотношение процессов социализации, развития и обучения детей раннего возраста. - Психология и педагогика. – 2011. – № 5. (в соавторстве с Н. Гулакова, И. Цыганова).
  15. Взаимосвязь саморегуляции и интеллектуальной деятельности выпускников общеобразовательных школ. - Вестник КРСУ. – 2013. – № 3, С. 111– 115. (в соавторстве с Н.А. Шумская).
  16. Психологические особенности учащихся как фактор успешности их обучения: сравнительный анализ // Вестник КРСУ, – 2014. – Т. 14. – № 1. – С. 106-110 (в соавторстве с Д.Н. Корзинкова, Н.А. Шумская).
  17. Интеллектуальная и профессиональная компетентности: проблема взаимосвязи  // Вестник КРСУ. – 2014. – Т. 14. – № 1. – С. 111-114 (в соавторстве с А.Ж. Юсупова). 
  18. Соотношение «внешнего» и «внутреннего» при исследовании сопротивляемости подростков асоциальным вниманием// Вестник КРСУ ,2014. Т.№ 3 (соавтор.).
  19. Психологические особенности жизненных ценностей студентов Вестник КРСУ ,2014.Т.14 №10 (соавтор).
  20. Психологические особенности конструкта «я сам» // Вестник КНУ им. Ж. Баласагына. – Специальный выпуск. – 2014. – С.287–292.
  21. Значение выделения объекта и предмета исследования в диссертационных работах // Известия национальной Академии наук Кыргызской республики. – 2014. – № 2. – С.80–83 (в соавтор с М.К. Кудайкуловым).
  22. Мотив достижения как мотив компетентности// Вестник КРСУ ,2015 Т.15.№10 (в соавтор).
  23. Структурная модель интеллектуальной компетентности// Вестник КРСУ , 2015 Т.15 №10 (соавтор).
  24. Интеллектуальная культура в пространстве культуры психологической // Психологическая культура в современном российском обществе: сб. материал. Всероссийской науч.-практич. конф. – Волгоград, 2015. – С. 56-60.
  25. Неклассический подход к исследованию интеллектуальной культуры студентов // Вестник Кыргызского государственного унверситета им. И.Арабаева. Спец.вып.– 2015. – С.205-209.
  26. Роль обучающих занятий в развитии игры ребенка на ранних этапах онтогенеза // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI: социальное развитие детей дошкольного возраста: Сб. науч.тр. 1 всеросс. науч.-практич. конф. – Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. – С. 321–324.
  27. Развитие креативности  студентов в учебно - профессиональной  дея-ти//Вестник КРСУ.2016.Т16.№4.
  28. Самодетерминация и интеллектуальная компетентность// Вестник КРСУ.2016.Т16 №4 (в соавт).
  29. К вопросу об интеллектуальных качествах студентов // Вестник КРСУ. 2016. Т.16 №8.
  30. Особенности этнических стереотипов студентов // Вестник КРСУ .2016. Т.16 № 8.
  31. Становление интеллектуальной  культуры студентов в учебно – профессиональной деятельности // Вестник КРСУ. 2016. Т.16 №12.
  32. Модели поведения подростков в конфликте: гендерный  аспект // Вестник КРСУ.2016.Т.16 №12.
  33. Интеллектуальная культура цифрового общества // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сб. науч тр. Междунар. конф. –  Коломна, 2016. – С.151–156 (в соавт с В.В. Еременко ).
  34. Особенности базовых смысловых установок студентов // Актуальные процессы формирования науки в новых условиях. – М., 2016. – С. 125–129 (в соавт с А.И. Сулаймановой).
  35. Школа будущего: школа «Т» А.А.Брудного// Вестник КРСУ. 2017. Т.17 №4.
  36. Роль ценностей в формировании сопротивляемости /устойчивости личности в подростковом возрасте // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 35 (117) . (в соавт.). 
  37. Самореализация личности в творческой деятельности// Вестник КРСУ. 2017. № 9 (в соавт).
  38. Одиночество как психологический феномен и ресурс развития в юношеском возрасте . Вестник КРСУ , 2018. Т.18 №1 (в соавт).
  39. Интеллектуальный потенциал общества как проблема образования: Материалы Межд. Науч-практич. конф. «Журнал «Педагогика» («Советская педагогика»): 80 лет служения отечественному образованию». – М., 2017. С. 127–131.
  40. Особенности аутентичности в подростковом и юношеском возрасте// Вестник КРСУ. 2018. Т.18 № 1 (в соавт).
  41. Мотивационно- ценностная сфера подростков сопротивляющихся асоциальным влиянием // Вестник КРСУ.2018. Т.18 №1.
  42. Интеллектуальная культура личности в процессе ее профессионального становления [Текст] / В.П. Иванова // Человек как субъект жизнедеятельности: сборник научных статей международной научно- практической конференции, посвященной 25-летнему юбилею Кыргызско-Российского Славянского университета им. Первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. – Бишкек, 2018. – С.138-148.
Внедрение результатов научной и учебно-методической работы в учебный процесс. Подготовленные учебные пособия используются в учебном процессе кафедры психологии КРСУ, а также в КГУ им.И. Арабаева, БФЭА, МВШМ.
 
Повышение квалификации:

2019 год.
 Семинар-практикум по теме: «Бифокальные модели семейно-групповой психотерапии с дисфункциональными семьями» с участием преподавателя кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ФГБОУ ВО «Северо-западного медицинского университета им. И.И. Мечникова» Минздрава России  (24 часа).

2018 год – семинар-практикум «Синдром эмоционального выгорания у специалистов лечебной среды. Модели эмоционального выгорания» с участием преподавателя кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ФГБОУ ВО «Северо-западного медицинского университета им. И.И. Мечникова» Минздрава России (30 часов).
2018 г. - Autism Program Proposal for Kyrgyzstan, Part #1 By Elena V Ghionis, г. Бишкек
2017 г. - семинар-практикум "Консультирование без вопросов!?" с участием преподавателя Московского института открытого образования, г. Москва.
2016 г. –  Актуальные процессы формирования науки в новых условиях. Сертификат.
2016 г. – Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Удостоверение о повышении квалификации.
2016 г. – Мастер-класс «Психотерапевтический контракт в интегративной психотерапии». Сертификат.
2016 г. – Система антиплагиат. Вуз: новые возможности повышения качества высшего образования. Сертификат.
2015 г. – Становление и развитие психологической науки в Кыргызстане: проблемы и перспективы психологии. Сертификат (Фонд «Сорос-Кыргызстан», Экологическое движение «БИОМ»).
2011 г.  – семинар «Массовая паника. Слухи как социально-психологическое явление. Черный  PR» с участием преподавателя МГУ.
2006 г. - Национальная летняя школа «Постколониализм и перспективы гендерных исследований в Центральной Азии».
2006 г. - Семинар «Повышение потенциала консультантов психологической службы кризисных центров Кыргызской Республики». Женская программа Фонда «Сорос-Кыргызстан».
2006 г. - Domestic Violence: Psychological Issues and Interventions. Certificate.
2005 г. - Psychological Issues in Working with Gender: Practice, Research and Crisis counseling.
2005 г. -  Развитие гендерного образования в постсоветских странах. Зимняя школа. Женская сетевая программа института открытого общества. Женская программа фонда «Сорос-Кыргызстан». Стамбул, Турция.
2003 г. - Внедрение академического гендера в Вузы Кыргызстана.
2003 г. - Введение в гендерные исследования. Летняя школа. Женская сетевая программа института открытого общества. Женская программа фонда «Сорос-Кыргызстан». Иссык-Куль, Кыргызстан.   
2000 г. - The Nature of University Education. Intellectual Development of Students and Formation of Creative Personality.
 
Член редакционной коллегии журналов:
«Мир образования – образование в мире» (Москва, ВАК);
«Новое в психолого-педагогических исследованиях» (Москва, ВАК);
«Актуальные проблемы психологического знания» (Москва, ВАК);
«Вестник КРСУ. Серия Общественные науки» (Бишкек, ВАК).
Член Диссертационного совета Д 13.16.527 по защите диссертаций по педагогической психологии.
 
Награды:
  • За большой вклад в сохранение и развитие русского языка и культуры в Киргизской Республике и регионах Центральной Азии, объявлена благодарность Президентом Российской Федерации В.В.Путиным (Москва, Кремль, от 29.06.2018г. №174-рп.) 
  • За большой вклад в развитие российско-киргизского сотрудничества в сфере образования объявлена благодарность Президентом Российской Федерации В.В.Путиным (Москва, Кремль, № 402-рп, 05.09.2003 г.)
Руководство дипломными работами и ВКР
 
ФИО
студента
Тема дипломной работы
1999 год
Кириллова В. Психология современного верующего
Калинина Ю. Сопоставительный анализ психологии воздействия средств массовой информации
Копелович М. Психолингвистические особенности рекламного сообщения
Жулева Ю.В. Детские страхи и их зависимость от семейного воспитания
2002 год
Алексеева А. Коммуникативная компетентность у представителей правоохранительных органов как фактор, влияющий на социально-психологический статус
Куликова Е. «Криминогенный» личностный комплекс как основа отклоняющегося поведения подростков
Куликова О. Психологические особенности деятельности авиадиспетчера и их влияние на личностную сферу
2003 год
Колбасина О.А. Влияние специфики управленческой коммуникации на социально-психологический климат организации
Надворная С.С. Динамика самооценки в подростковом возрасте
Ратушная М.В. Личностные особенности руководителя как фактор регуляции социально-психологического климата в организации
Туниева Н.Г. Полоролевые стереотипы в рекламе
2004 год
Бугаенко А.А. Социальные страхи и их влияние на межличностные отношения мужчин и женщин
Куренкеева А.Б. Формирование экономических представлений подростков
Маслянова А.Е. Удовлетворенность браком у супругов: гендерный подход
Шмелева А.П. Влияние гендерных стереотипов на межличностное общение (в студенческой среде)
2005 год
Князева А.М. Роль СМИ в формировании предпочтения брэндов у потребителей
Кущенкова О.А. Гендерные аспекты в тематике СМИ
Ястребова Т.Н. Основные характеристики образа «Я» у подростков с девиантными формами поведения
2006 год
Бедарев А.А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов
Макарова М.Г. Особенности саморегуляции в учебно-профессиональной деятельности студентов
Мухина Е.А. Личностный аспект психологической культуры студентов
Рощина М.Н. Трансформация семейно-брачных отношений в современном Кыргызстане: гендерный аспект
Степанищева О.А. Ценностно-смысловая сфера студента
2007 год
Губарькова М.Б. Мотивация вступления в брак: гендерный аспект
Науменко Н.А. Особенности организационной идентичности у сотрудников компаний «Bitel» и «Кыргызтелеком»
2008 год
Беломестнова И.М. Влияние Я-концепции старшеклассников на стили поведения в конфликтных ситуациях
Обухов С.С. Роль стиля руководства в научных исследованиях (на примере дипломных работ)
Чернятьев С.В. Содержание и динамика социального интеллекта у студентов-психологов I-V курсов
Ермакова С.Ю. Сравнительные характеристики особенностей PR в коммерческих и некоммерческих организациях
2009 год
Наседкина С.А. Динамика семейных ролей в сфере родительства на современном этапе
Верблюдова К.А. Роль социальных установок в мотивации студентов педагогических ВУЗов к будущей профессии
Чекпасова С.Н. Факторы удовлетворенности трудовой деятельности в организации
Колотев К.Ю. Толерантность личности как фактор успешного построения межличностных отношений военнослужащих
2010 год
Асаташвили Л.Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей на поведение личности в ситуации безработицы
Пархаева С. В. Семейные ролевые ожидания мужчин и женщин и их взаимосвязь с социальным статусом
Гулько К. С. Социально-психологические аспекты имиджа успешного руководителя
Корзинкова Д. Н. Личностная и интеллектуальная готовность самопрезентации к профессиональной деятельности студентов пятого курса
Махиева Л. Х. Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
Русанова И. В. Самостоятельность как личностная особенность  подростка и ее взаимосвязь со стилями воспитания в семье
Хабиева Э. Р. Особенности социализации детей младшего школьного возраста в условиях психической депривации (на материале детских домов)
2011 год
Безвербная А. В. Особенности организационной культуры в образовательных учреждениях
Сулайманова А. И. Динамика саморегуляции студентов в профессиональном становлении
Глазунова А.В. Уровень коммуникативных навыков как фактор школьной дезадаптации при переходе в среднюю школу
Исмаилова Б.А. Влияние представления о будущем социальных сирот подросткового возраста на их социализацию
Син В.В. Психологические особенности интеллектуальной элиты Кыргызстана
2012 год
Азыгалиева Ж. А. Профессиональное становление студентов и его взаимосвязь с временной перспективой
Курманова А. Т. Личностная и интеллектуальная готовность студентов к профессиональной деятельности
Шигабутдинова А.В. Взаимосвязь корпоративной культуры и ценностных ориентаций сотрудников бюджетных и коммерческих организаций
2013 год
Марленова А.М. Особенности профессионально-личностной успешности у сотрудников правоохранительных органов
Сыргак к. Рапия Психологический аспект взаимодействия в диаде «врач-пациент»
Серова А.В. Взаимосвязь эффективности коммуникации между супругами и удовлетворенности браком у женщин
2014 год
Федянина А.А. Сравнительный анализ ценностных регуляторов организационного поведения различных групп профессионалов
Шишкина К.В. Психологические особенности организационной идентичности сотрудников коммерческих и бюджетных организаций
2015 год
Бойко Я.О. Психологические особенности личности покупателей интернет-магазинов
Осмонкулова А.К. Психологические особенности образа «Я» у детей трудовых мигрантов
Давранова К. Особенности механизмов психологической защиты подростков сирот
Вудунлар Ж.А. Сравнительный анализ личностных особенностей пожилых лиц в домах престарелых и в семьях
Сироджова Н. Особенности коммуникации в организации
Бегель Т. Психологическая готовность к деятельности и удовлетворенность трудом работников строительных организаций
2016 год
Мусаева А.О. Специфика копинг-стратегий у людей периода средней взрослости
Любченко А.Г. Особенности образа «Я» у подростков с девиантным поведением: кросс-культурный аспект
Насриддинова Ч.Н. Особенности Я-концепции у подростков, воспитывающихся в интернат: возрастной аспект
Осмонкулова А.К. Особенности профессионального выгорания у операторов call-центра
Федосеева Е. Оценочные эталоны и этнические стереотипы студентов
Балкыбек к. Гаухар Гендерные особенности стрессоустойчивости медицинских работников
2017 год
Маратбек к. Р. Исследование жизнеспособности сотрудников правоохранительных органов, работающих с людьми делинквентного поведения
Толмачева Д.В. Взаимосвязь творческой деятельности и самореализации личности (на примере студентов КГМУ им. М.Куренкеева и музыкально­ педагогического колледжа им. Т.Эрматова)
Рохманова Л.Н. Одиночество как психический феномен и ресурс развития в юношеском возрасте
2018 год  
Черненко А.В. Особенности проявления, организационной приверженности (на примере сотрудников технического отдела IT - компании)
Халикова А. Сравнение уровня профессиональной деформации учителей сш и школ-гимназии
2019 год  
Редько В.Н. Психологическая готовность к браку студенческой молодежи: кросс-культурный аспект.
 
Калмурзаева Р.Т. Психологические детерминанты самоэффективности сотрудников финансовой компании.
Курманалиева К.Б. Взаимосвязь корпоративной культуры и ценностных ориентаций сотрудников коммерческих организаций.
 
2020 год
Алиева З.Х. студентка группы ГП-1-16   Образ профессии как мотив профессионального выбора




































































































































Руководство диссертационными исследованиями
Кандидатские
диссертации:

Хабиева Э.Р. на тему:  «Психологические особенности доверительных отношений у школьников подростково-юношеского возраста» (19.00.07 – «Педагогическая психология») защита прошла 20 октября 2017 года в КГУ имени И. Арабаева.
Шумская Н.А. на тему: «Психологические особенности интеллектуально-компетентной личности выпускника общеобразовательной школы»  (19.00.07 – «Педагогическая психология») защита прошла 28 апреля 2017 года в КГУ имени И. Арабаева.


Докторские диссертации:

Контакты 
valentine.ivanova@gmail.com